Искусство
Страница 1

Древнейшая ранневизантийская иконография Христа имеет своим источником отпечаток на плащанице. Существует несколько случаев чрезвычайно близкого совпадения пропорций и деталей лица на Плащанице с лицом Христа на нескольких монетах и иконах периодов правления Юстиниана I и Юстиниана II (VI – VII вв.). Специалисты находят, например, 46 совпадений в чертах образа на Туринской Плащанице с ликом Христа на древнейшей мозаике VI в., находящейся в монастыре св. Екатерины на горе Синай, Египет; и 63 совпадения между отпечатками лица на ткани и образом Христа на золотой монете, чеканившейся в VII в. в Византии (солид императора Юстиниана II датируемый 692-695 гг. н. э.).

http://azbyka.ru/tserkov/chudo/img_plaschanitsa/azbyka_very_plaschanitsa_icn7.jpghttp://azbyka.ru/tserkov/chudo/img_plaschanitsa/azbyka_very_plaschanitsa_1898.jpg

http://azbyka.ru/tserkov/chudo/img_plaschanitsa/azbyka_very_plaschanitsa_sd.jpg

Мария Чегодаева— известный искусствовед, проделала гениальный в своей простоте и уникальный эксперимент. Она наложила в компьютере изображение Христа на плащанице на изображение Пантократора из храма святой Екатерины на Синае — это, как известно, один из первых «портретных» образов Иисуса, — памятуя о главном постулате криминалистики: совпасть могут изображения лишь одного и того же лица .

Вот, что она пишет об этом:

«Быть может, самое неопровержимое, самое странное и чудесное, что явило открытие Секондо Пиа, — поразительная близость лика Туринской плащаницы великим творениям Спаса Андрея Рублева и Пантократора из монастыря святой Екатерины на Синае. Именно на это я как искусствовед прежде всего обратила внимание.

Удивительно, как повторяются в сотнях образов и картин узнаваемые портретные черты Иисуса, привычные настолько, что мы спокойно говорим про кого-то: «Он похож на Христа», как если бы речь шла о конкретном человеке, чьи изображения нам достоверно известны. Правильное, с античными пропорциями лицо: тонкий нос, волнистые, распадающиеся надо лбом и спускающиеся на плечи волосы, короткая бородка — таков Иисус Джотто, таков Спас Андрея Рублева, таким предстает Христос у Тициана, Веронезе, Рембрандта, Александра Иванова, таковы тысячи Его изображений во всех католических и православных храмах мира.

Как, каким образом возник этот канонический образ Иисуса, принятый и Западной, и Восточной Церковью? Еще одна загадка.

В XVII веке первый исследователь христианских древностей Антонио Бозио обнаружил в катакомбах святого Калликста фреску с очевидным изображением Христа, совпадающим с каноническим образом. Бозио датировал ее началом II века, то есть временем, когда теоретически еще могли быть живы люди, в детстве видавшие живого Иисуса. К сожалению, фреска погибла, осталась лишь копия, сделанная Бозио, так что проверить его датировку невозможно. Но совершенно поразительный образ Иисуса предстает перед нами в Христе монастыря святой Екатерины на Синае. Создан он не позднее, чем в VI веке. Сделанный в технике энкаустики, реалистический и живой образ Иисуса кажется уже просто портретным, в нем присутствуют индивидуальные, неповторимо характерные черты: удлиненное лицо с отчетливо обозначенными скулами и запавшими щеками; глубоко посаженные удлиненные глаза; хорошо видные надбровные дуги; довольно длинный нос, маленький рот; характерная линия волос надо лбом .

Когда сравниваешь негативную фотографию Туринской плащаницы с Христом монастыря святой Екатерины на Синае, поражает абсолютное сходство; мысль, что это одно и то же лицо, с какого-то времени просто не давала покоя. И в какой-то момент пришла идея: поразительно, но факт —это субъективное впечатление может быть объективно проверено и подтверждено. Как? Возможности компьютера позволяют соединить два изображения — вот такой, не слишком сложный эксперимент я и произвела, и результат оказался ошеломляющим: фотография Иисуса (а как иначе называть фото-лик Туринской плащаницы?) полностью совмещается с ликом Синайского Христа. Два изображения слились в одно — на экране монитора возник новый, доселе не существовавший образ. Я, конечно, прекрасно знаю утверждение криминалистики, что слиться могут только изображения одного и того же человека . Кто тут что подтверждает: лик ли плащаницы свидетельствует о верности явленного нам древними иконописцами человеческого облика Иисуса? Святая ли намоленная икона подтверждает подлинность плащаницы? Для меня это подтверждение подлинности и синайского Пантократора как реального «портрета» Иисуса Христа, и Лика Туринской плащаницы как запечатленного на пелене чуда Воскресения.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Языческие праздники
Мифологические представления имеют тесную связь с обрядами, воспроизводятся и передаются в ритуальных действах. Большая часть материалов по славянской мифологии дошла до нас именно в контексте ритуальной культуры, элементы которой описыва ...

Скандинавская языческая символика.
В древней Скандинавии, собственно, были те же солярные символы, что и везде. Много имелось изображений круга с крестом внутри, называемым у скандинавов крест Тора. Этот символ существовал у скандинавов еще в бронзовом веке (возможно, и ра ...