Буддизм в России

На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии - сюда он пришел благодаря местным подвижникам, которые обучались в Тибете, главным образом в монастырях Гелугпы, и затем приносили Учение Будды в свою страну. В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан одной из российских религий. В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне - Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. В трудные 30-е годы XX века наступил период гонений на буддизм и буддологию как науку. Многие ламы и монахи погибли в лагерях, большинство храмов и монастырей были закрыты или разрушены. Почти на два десятилетия в России полностью прекратились какие-либо буддологические исследования. Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80-90-х годов. В 1989 создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В.И. Рудого - первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились также другие отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки в целом идет все быстрее. В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя. В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, японский и корейский дзэн, несколько направлений Махаяны и практически все существующие в мире школы тибетского буддизма.

Буддизм провозглашён нынешней российской властью одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом, и иудаизмом.


Интересные материалы:

Определение общего исторического и культурного контекста.
а) Личность автора в историческом и культурном контексте. Применяя информацию полученную при рассмотрении сути истории и культуры, можно отметить тот факт, что текст трудно, а иногда и невозможно понять без знания того, кем был его автор ...

Скандинавская языческая символика.
В древней Скандинавии, собственно, были те же солярные символы, что и везде. Много имелось изображений круга с крестом внутри, называемым у скандинавов крест Тора. Этот символ существовал у скандинавов еще в бронзовом веке (возможно, и ра ...