Авель

Рождается второй ребенок, и, Ева дает ему имя Авель, что означает "суета", "изменяемое" и "неопределенное", от глагола "гаваль", означающего "дышать", "дуть" и "пар".

АВЕЛЬ - родился от Адама и Евы. В противоположность Каину олицетворяет точку зрения, которая следует за Богом как за своим творцом; его имя толкуется как „все возводящий к Богу"; он - боголюбие и согласие с Первопричиной; "Авелем" зовется святость, которая есть совершенное благо.

Его занятие - "пастырь овец" - упомянуто Законодателем ранее, чем занятие Каина, ибо порок старше добродетели, но в значимости и достоинстве уступает ей. Его жертвы Богу были одушевленными, а не лишенными души (как у брата), первыми по рождению, а не поздними, крепкими и тучными, а не хилыми, и этим первородным даром он исполнил данный только впоследствии священный завет о принесении Господу первенцев мужеского пола; наконец, он жертвует не только от первородных стада своего, но и от тука их, показывая тем самым, что Богу должно отдавать все веселье, все богатство души, все, чем дорожит она и чему радуется.

Скотоводство как некая противоположность земледелия легализуется для нужд человечества в полном объеме только после Потопа, когда Бог разрешил употреблять в пищу мясное (Быт.9,3). До этого события "пастырь овец" обеспечивал своей деятельностью больше ритуальные потребности, не считая шерсти животных, которую могли использовать для изготовления жилищ и одежды. Иными словами, Авеля больше занимали религиозные вопросы, связанные с ритуальными тонкостями. Чему подтверждение мы найдем далее.

Авель, приносящий жертву, и только жертву, обращен к небесному, надмирному. В отличие от оседлого земледельца, пастух пребывает в движении, странствии; именно он - странник и пришелец. Все неопределенно и даже призрачно, как пар, он не знает, где он будет завтра, чем он будет третьего дня. И мы читаем: "Ибо кто я и кто народ мой, что мы имели возможность так жертвовать? Но от Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе, потому что странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши, как тень дни наши на земле, и нет ничего прочного". Реально - только надмирное, отрешенное от земного. Святой взыскует Неба и живет им уже на земле. Другая характеристика святости: "Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город". Итак, Авель взыскует Града Небесного, а Каин строит город земной и дает ему имя сына своего "Енох", который плоть от плоти его, кость от кости его. Все, что делает Каин, - это "плоть", "кость" и "прах". Все, чем живет Авель, - это Небо. Он не хочет быть связанным с землею, которая проклята за грех прародителей. "Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его".

Жертва Авеля совсем иная. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще". Как мы уже определились ранее, и Каин и Авель наследовали мутации греха. Но здесь, в словах апостола Павла, мы видим, что жертвою Авель "получил свидетельство, что он праведен". Праведность - от веры; и от жертвоприношения - как акта веры.

Авель приносит не просто жертву, он приносит "от первородных стада своего и от тука их". Здесь и наполненность, и завершенность. Принеся в жертву из лучшего - "от первородных" лучшее - "от тука их", он засвидетельствовал всецелое упование на Творца. Другой важный аспект совершенного жертвоприношения - он пролил кровь.

Жертва без пролития крови всегда приносилась за малозначительные проступки. Жертва с пролитием крови всегда приносилась как заместительная жертва за смертный грех. Сказано: "Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения". Какой смертный грех совершил Авель, что он приносит такую важную жертву с соблюдением всех тонкостей ритуала? Ответ очевиден: в отличие от Каина, Авель осознает себя причастным к мутациям греха, к первородному греху своего отца и матери.


Интересные материалы:

Примечания
1 "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера", Белгород, 1997, Миссионерский отдел Московского Патриархата", с. 9. 2 Grass (1907).1.S.644. Цит. по: Макарий (Булгаков), митр. "История ...

Источники.
Источники изучения раннего христианства делятся на две основные группы: христианские и нехристианские. Христианские источники в свою очередь делятся на три категории: канонические книги так называемого Нового завета; неканонические сочине ...