Источники и исследования

Источники изучения древнегерманской религии можно свести к следующим пяти основным видам: 1) археологические памятники; 2) сообщения классических римских и греческих писателей; 3) данные средневековой христианской литературы — церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения и пр.; 4) средневековые скандинавские сборники — Эдды: Старшая, или Поэтическая (X—XII вв.), содержащая мифологические и героические песни и сказания, и Младшая, или Прозаическая (XII—XIII вв.), представляющая собой религиозно-мифологический трактат; 5) новейшие пережитки древней религии в виде народных поверий и обычаев, описанные в этнографической литературе.

Все эти виды источников достаточно подробно изучены исследователями. Необходимо вспомнить, что именно пробуждение интереса к германской языческой старине в первой половине XIX в., связанное с подъемом национального движения в Германии, было одним из первых шагов науки истории религии и что на этой почве сложилась первая классическая школа в этой области знания — мифологическая школа (Якоб Гримм, Вильгельм Шварц, Адальберт Кун, Вильгельм Маннгардт и др.). Упрощенная односторонность этого направления, переоценка им фольклорного материала как непосредственного будто бы реликта древней религии и мифологии в настоящее время вышли из моды. Большинство современных исследователей смотрит на древнегерманскую религию более здраво и без прежней идеализации, причем для понимания ее привлекаются все доступные источники. Но за создателями мифологической школы остается заслуга первооткрывателей.


Интересные материалы:

Методы борьбы пастыря с суевериями и пережитками язычества в сознании прихожан
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням. 2 Тим. 4. 3 Познание природы, философские искани ...

Учение Иоанна о Христе
Видение Иоанна начинается с христофании. Воскресший Иисус Христос является как небесное существо во славе (см. Откр.1,12-17). Далее Сам Христос заявляет о Себе: «Я - Первый и Последний, и Живущий; и Я был мертв, и вот Я жив во веки веков, ...