Материалы по религии » Православие и его место в российской культуре » Православная идея и ее основные ценности

Православная идея и ее основные ценности
Страница 3

Вообще своим становлением и вселенским триумфом хри­стианство, я считаю обязано своеобразной творческой новизне: "Закон дан через Моисея, благодать же и истина перешли от Христа". Это исчер­пывающая мысль: Закон, как фактически внешнее и по­тому отчужденное, стал истиной и благодатью как дей­ствительно неформализованный, внутренний императив, до конца выраженный и трагически воплощенный Христом. Слово буквально обрело плоть и кровь, стало Делом.

Такое решительное преодоление разрыва между словом и делом придало принципиально новый смысл исходной максиме Ветхого Завета: "В начале было Сло­во, и Слово было Бог".

Реальный смысл идеи Бога – действие во имя программной цели, которую мыслитель формулиру­ет в таких словах: "Народ свободный на земле свободной, Хотел бы я увидеть в эти дни".

Труд Христа – это подвижничество Богочеловека – одновременно сына Божия и смертного человека, кото­рый принял крест и воскрес для искупления людей от первородного греха и их духовного освобождения. Ессе homo (вот человек), – воскликнул Пилат, показывая народу увенчанного терновым венцом Христа. Такого "общечеловека", свободно принявшего смертную муку за всех людей, они еще не знали и вначале не узнали в нем своего пророка.

С. Н. Булгаков отмечает, что в дьявольском искуше­нии есть своя относительная правда: чувство голода свидетельствует о зависимости человека от природных стихий и не может быть нормальным, достойным чело­века состоянием. Благодаря своей творческой силе че­ловек овладевает природой и "насыщается", и в других обстоятельствах Христос насыщал тысячи людей в пус­тыне хлебами и рыбами. Но ложь сатаны заключалась в том, чтобы сын Божий насытился сам, оставив людей "алкающими", и тем самым отказался от своего предна­значения. Христос взалкал в пустыне не только от себя, но и от всего человечества, которое томится голодом и теряет человеческий лик в непосильной борьбе с приро­дой. Поэтому, по С. Булгакову, "вот о чем шла речь в этом бездонно глубоком по значению разговоре в пус­тыне в первой его части: что надо положить в основу спасения человечества и заботы о нем: .каким надо пойти путем – хозяйственным или религиозным – в де­ле спасения мира? И был ответ: человек живет не одним хлебом . Надо идти через этот мир, но ему не веруя: вот истинный путь Сына Божия" (7, с.365).

Христос последователен в таком выборе. И не ис­кушаемый дьяволом, он входит в храм, изгоняет из него "всех продающих и покупающих" и возглашает: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хо­тящих войти не пускаете . Что больше: золото или храм, освящающий золото?"

Утверждение примата духовности как главной че­ловеческой ценности, ее обретение как смысла жизни, во имя которого можно пойти и на крест, – величай­ший прорыв в духовной эволюции человечества.

Второе великое искушение Христа – тайна, или испытание веры в Господа. "Потом, – сказано в Биб­лии, – берет Его дьявол в святой город и поставляет его на крыле храма. И говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: "Ангелам своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею". Иисус сказал ему: написано так­же: "не искушай Господа твоего".

Христианская традиция во многом связана с при­знанием "двух истин" – рациональной, научной и ирра­циональной, божественной – и субординацией между ними. Тем не менее в русле христианской мысли нико­гда не угасала и тенденция к синтезу науки и веры.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Особенности вероисповедания, культовые и организационные. Католическая сакраментология
Отступления католиков от древних преданий в совершении таинств. Число таинств у католиков такое же, как и в древней Церкви, то есть семь. Но общий взгляд на все таинства принципиально отличается от древнецерковного. Католики учат, что та ...

Буддизм, как важное течение традиционного инндийского общества
Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев древнеиндийского населения на брахманизм. Системы санкхья, йога, веданта своими доктринами и практическими рекомендациями создали в середине I тысячелетия до н. э. достаточно прочн ...