Иустин Мученик

Иустин Мученик, отец и учитель Церкви второго века, один из первых христианских писателей апологетов.[5] В его трудах мы находим следующее высказывание: «Наш учитель . есть Иисус Христос . Он Сын Самого Истинного Бога, и поставляем Его на втором месте, а Духа пророческого на третьем».[6] Известный историк христианской церкви Филипп Шафф, представляя мнение Иустина по интересующему нас вопросу, пишет: «христиане поклоняются Творцу Вселенной, на втором месте - Сыну, на третьем месте - Пророческому Духу, ставя три Божественные Ипостаси в убывающей значимости по поклонению».[7] В то же самое время Иустин не считал Святого Духа сотворенным существом. Так нам дает право думать тот факт, что Иустин возвышает Святого Духа над всеми сферами творения[8].

Из этого мы можем сделать вывод о том, что Иустин выделяет, по крайней мере, два слагаемых в учении о природе Святого Духа; первое: Святой Дух занимает по значимости в Богопоклонении место после Отца и Сына, т.е. налицо идея субординации в отношениях Отца Сына и Святого Духа; второе: Святой Дух есть не сотворенное лицо, ипостась (личность).


Интересные материалы:

Домашние божества.
Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств — доброхотов и доброжилоб, во главе которых стоял домовой, живший либо в подпечье, либо в лапте, повешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с ...

Значение богословия Вл. Соловьева
Кроме "академического" богословия необходимо отметить богословие Владимира Соловьева как независимый опыт богословствования, ибо без таких опытов, как отмечает профессор богословия протоерей Петр Гнедич, последующее развитие и в ...