Новое царство (Империя) (1570 – 1075 гг. до н.э.). XVIII династия.
Страница 1

1. Амон на пике своей славы.

Сын Яхмоса I носил имя, которое XVIII династия сделала знаменитым – Аменхотеп. Как подобное династическое имя Среднего царства – Аменемхет – оно воздавало честь богу-правителю Фив. Но новые правители не стали переносить столицу на север, как раньше. Столицей Египта становятся Фивы. С этого времени начинается их небывалый подъем и расцвет и дальнейшее неслыханное возвышение великого бога Амона.

В этот период ни один город в Древнем Египте не мог сравниться с Фивами по грандиозности и величию архитектурных сооружений. Сооружения эти, конечно же, носили культовый характер и посвящались великому Амону-Ра. Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет-Рес и Ипет-Сут, посвященные Амону. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Грандиозность этих сооружений показывает нам, какое высокое положение занимал теперь Амон в божественной иерархии. Все цари ХVШ династии обосновывали свою божественную сущность происхождением от Амона. Так,знаменитая Хатшепсут, первая и последняя женщина-фараон,

правившая вместо своего пасынка и племянника Тутмоса Ш, конечно же должна была иметь помощь могущественных организованных сил.В ее случае это было фиванское жречество во главе с первосвященником Амона по имени Хабусонеб. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри сохранились рельефы, описывающие процесс посещения богом Амоном матери Хатшепсут царицы Яхмос в ее спальне. От этого союза и родилась царица (или царь, как она себя именовала) Хатшепсут.

«Вышел царь богов Амон-Ра из своего храма, говоря: Добро пожаловать, моя любезная дочь, моя любимица, царь Верхнего и Нижнего Египта, Мааткаре, Хатшепсут. Ты царь,принимающий во владение две земли» - такие слова обосновывали не только ее божественное происхождение, но и право носить титул фараона.( Титул «царица» у египтян означал всего лишь «жена царя»)[25].

Хатшепсут не была великой завоевательницей: она строила великолепные здания, сильно расширив храм Амона в Карнаке, возводила обелиски, осуществила торговую миссию в далекую страну Пунт (территория нынешнего Сомали). И все это – экспедиция, обелиски и другие предприятия – были во славу Амона: «Я сделала это от сердца, любящего моего отца Амона».

Когда после долгого правления Хатшепсут (более двадцати лет) трон занял законный наследник Тутмос Ш, он позаботился о том, чтобы имя ненавистной узурпаторши было стерто с лица земли. Последовало тотальное разрушение всего, к чему Хатшепсут когда-либо прикасалась. Казалось бы, Тутмос Ш должен был отказаться от всего, что когда-то было дорого ей, в том числе и от бога Амона. Но этого не произошло: Тутмос Ш также почитал этого великого бога. Придя к власти, он повелел распространить красноречивую историю о том, как подростком служил в храме Амона в качестве жреца. Однажды во время праздника процессия проносила ковчег бога через зал храма в Карнаке. Вдруг ковчег поднялся в воздух и остановился перед юным жрецом. «После этого, - говорит Тутмос, - бог открыл для меня врата небес, и я взлетел в небо»[26]. Таким образом, сам бог короновал его. Тутмос также становится сыном Амона, и впоследствии этот великий завоеватель не раз приносил такие клятвы: «Клянусь любовью Ра, похвалой отца моего Амона».

Тутмос Ш действительно был талантливым полководцем. За время его правления границы Египта в результате завоевательных походов были значительно расширены - на севере до города Кархемиш в излучине Евфрата, на юге вплоть до четвертого нильского порога. Египет находился на вершине своего могущества. Нубия вливала в казну Египта фантастическое количество золота. Тутмос самолично объезжал с инспекцией все свои огромные владения, осматривал каналы, города и урожаи. Изменения, происшедшие при нем в Египте, затронули все стороны жизни общества. Сильно видоизменяется армия, которая перестает быть любительской. Другим результатом было влияние громадных богатств, притекавших в Египет с севера и юга. Львиная доля этих фантастических богатств оседала в храмах великого государственного бога Амона. Фараоны-завоеватели шли в битву под эгидой Амона-Ра, свои победы они приписывали его покровительству и вознаграждали его за это.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Герменевтика и учение о Библии.
Так как объектом нашего исследования является Священное Писание (так как мы изучением как правильно понимать Писание), перед началом непосредственного знакомство с методикой, необходимо решить некоторые догматические вопросы[7], которые н ...

Упанишады. Общая характеристика текстов
Упанишады (свыше 200 произведений) как особый класс текстов завершают ведийский корпус. Они создавались в течение длительного периода и во многом определили характер классических философских систем в древней Индии. Самые древние и автори ...