Новое царство (Империя) (1570 – 1075 гг. до н.э.). XVIII династия.
Страница 1

1. Амон на пике своей славы.

Сын Яхмоса I носил имя, которое XVIII династия сделала знаменитым – Аменхотеп. Как подобное династическое имя Среднего царства – Аменемхет – оно воздавало честь богу-правителю Фив. Но новые правители не стали переносить столицу на север, как раньше. Столицей Египта становятся Фивы. С этого времени начинается их небывалый подъем и расцвет и дальнейшее неслыханное возвышение великого бога Амона.

В этот период ни один город в Древнем Египте не мог сравниться с Фивами по грандиозности и величию архитектурных сооружений. Сооружения эти, конечно же, носили культовый характер и посвящались великому Амону-Ра. Наиболее совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет-Рес и Ипет-Сут, посвященные Амону. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Грандиозность этих сооружений показывает нам, какое высокое положение занимал теперь Амон в божественной иерархии. Все цари ХVШ династии обосновывали свою божественную сущность происхождением от Амона. Так,знаменитая Хатшепсут, первая и последняя женщина-фараон,

правившая вместо своего пасынка и племянника Тутмоса Ш, конечно же должна была иметь помощь могущественных организованных сил.В ее случае это было фиванское жречество во главе с первосвященником Амона по имени Хабусонеб. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри сохранились рельефы, описывающие процесс посещения богом Амоном матери Хатшепсут царицы Яхмос в ее спальне. От этого союза и родилась царица (или царь, как она себя именовала) Хатшепсут.

«Вышел царь богов Амон-Ра из своего храма, говоря: Добро пожаловать, моя любезная дочь, моя любимица, царь Верхнего и Нижнего Египта, Мааткаре, Хатшепсут. Ты царь,принимающий во владение две земли» - такие слова обосновывали не только ее божественное происхождение, но и право носить титул фараона.( Титул «царица» у египтян означал всего лишь «жена царя»)[25].

Хатшепсут не была великой завоевательницей: она строила великолепные здания, сильно расширив храм Амона в Карнаке, возводила обелиски, осуществила торговую миссию в далекую страну Пунт (территория нынешнего Сомали). И все это – экспедиция, обелиски и другие предприятия – были во славу Амона: «Я сделала это от сердца, любящего моего отца Амона».

Когда после долгого правления Хатшепсут (более двадцати лет) трон занял законный наследник Тутмос Ш, он позаботился о том, чтобы имя ненавистной узурпаторши было стерто с лица земли. Последовало тотальное разрушение всего, к чему Хатшепсут когда-либо прикасалась. Казалось бы, Тутмос Ш должен был отказаться от всего, что когда-то было дорого ей, в том числе и от бога Амона. Но этого не произошло: Тутмос Ш также почитал этого великого бога. Придя к власти, он повелел распространить красноречивую историю о том, как подростком служил в храме Амона в качестве жреца. Однажды во время праздника процессия проносила ковчег бога через зал храма в Карнаке. Вдруг ковчег поднялся в воздух и остановился перед юным жрецом. «После этого, - говорит Тутмос, - бог открыл для меня врата небес, и я взлетел в небо»[26]. Таким образом, сам бог короновал его. Тутмос также становится сыном Амона, и впоследствии этот великий завоеватель не раз приносил такие клятвы: «Клянусь любовью Ра, похвалой отца моего Амона».

Тутмос Ш действительно был талантливым полководцем. За время его правления границы Египта в результате завоевательных походов были значительно расширены - на севере до города Кархемиш в излучине Евфрата, на юге вплоть до четвертого нильского порога. Египет находился на вершине своего могущества. Нубия вливала в казну Египта фантастическое количество золота. Тутмос самолично объезжал с инспекцией все свои огромные владения, осматривал каналы, города и урожаи. Изменения, происшедшие при нем в Египте, затронули все стороны жизни общества. Сильно видоизменяется армия, которая перестает быть любительской. Другим результатом было влияние громадных богатств, притекавших в Египет с севера и юга. Львиная доля этих фантастических богатств оседала в храмах великого государственного бога Амона. Фараоны-завоеватели шли в битву под эгидой Амона-Ра, свои победы они приписывали его покровительству и вознаграждали его за это.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Светская власть и аутодафе
Если обращение инквизиции с тысячами узников вызывает негодование, то способ вынесения им приговора мог бы вызвать смех. Эти благочестивые церковники, пытавшие заключенных, не могли вынести смертного приговора, потому что христианин не до ...

Образ Мирового Дерева
Почти у всех народов, не только европейских – это мощный, раскидистый, одиноко стоящий дуб, подпирающий небо, особенно вечнозеленый, скальный. Но наряду с дубом повсеместно почитались виноград, ольха, рябина, вяз, тис - в зависимости от а ...