Материалы по религии » Религоведение » Религиоведение как наука и учебная дисциплина

Религиоведение как наука и учебная дисциплина
Страница 2

История религии изучает становление и развитие религии от возникновения примитивных верований, первичных религиозных форм до становления и развития национальных и мировых религий. Психология религии исследует истоки религиозного феномена, психологию верующих, изучает психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений, их направленность, место и роль в религиозном комплексе, влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей. Социология религии рассматривает религию как общественное явление, общественные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структуру, место, функции и роль в общественной системе, воздействие на различные элементы социальной системы, использование религиозного фактора в различных социальных обстоятельствах.

Футорология религии рассматривает перспективы социальных процессов, связанных с тенденциями религии в будущем.

Феноменология религии осуществляет систематическое описание религиозных явлений, классифицирует их на основе сравнения.

Религиозная антропология исследует человека в контексте религиозного мировоззрения на основе единства духовного и телесного начал у человеческого индивида.

Религиозная культурология исследует религиозное искусство в практике богослужения конкретных религиозных систем.

География религии рассматривает знания о территориальной организации мировых, региональных религий в историческом аспекте и на современном этапе.

Вольнодумство по отношению к религии изучает происхождение, и смысл свободной мысли, закономерность ее развития, функции в обществе и жизни личности, ее различные проявления, историю, типы и этапы развития, проявление ее в разных эпохах в народном сознании, науке, морали, политике, искусстве, философии, теологии.

В процессе исследования религии используются разнообразные методы познания: общефилософский, социологический, теоретический, эмпирический. Чаще всего осуществляют интегрирование индивидуальных методов и приемов, что открывает широкие познавательные и исследовательские возможности.

Генетический метод ставит цель воспроизвести развитие религии на всех ее этапах, начиная с начальной фазы. Здесь большое внимание уделяется поиску и установлению промежуточных звеньев в цепи ее эволюции. Но чем глубже исследователь опускается к истокам религии, тем меньше в его распоряжении оказывается фактического материала. В этом случае историзм выступает в форме актуализма, т. е. изучения прошлого через познание настоящего.

Исторический метод предусматривает изучение религий в процессе их возникновения, становления и развития, а также взаимодействие в этом процессе закономерностей истории и конкретных обстоятельств.

Сравнительно-исторический метод использует сравнительно-исторические исследования: сравнение различных этапов развития одной религии в различные периоды времени, различных религий, существующих одновременно, но пребывающих на различных этапах развития, реконструкцию тенденций развития. На основе сравнительного анализа сформировалась специальная отрасль исследования — сравнительное религиоведение.

Структурно-функциональный метод направлен на раскрытие структуры и функционирования религий, религиозных организаций, культов. Выделение элементов религиозных систем, сравнение с другими элементами и системой вообще дает возможность глубже познать особенности их функционирования. Религия в этом случае выступает подсистемой.

Социологический метод дает широкие возможности познания религии как определенной социальной системы, социальной подсистемы, которая является объектом внешних воздействий и одновременно субъектом воздействий на разные социальные группы, институты, на бытие людей. Социологический анализ раскрывает механизм функционирования религиозных верований и учений в разных социальных группах верующих, освещает главные тенденции развития религиозных ситуаций с учетом воздействия различных социальных факторов.

Страницы: 1 2 3 4


Интересные материалы:

Представления кельтов о душе
Особо следует отметить такую черту друидической доктрины, как вера в бессмертие и переселение душ, описанная в произведениях Цезаря, Страбона и многих других античных авторов. Своё существование душа, согласно верованиям кельтов, продолжа ...

Традиция сакья
Школа сакья получила свое название от монастыря Сакья, основанного в 1073 году. Этот монастырь был выстроен на земле светлого цвета, которая и называется в Индии сакья. Эта школа относится к школе новых переводов. «Первым иерархом школы ...