Принципы поклонения Богу в книгах Исход и Левит. Принципы поклонения в наше времяСтраница 3
Поклонение Богу осуществлялось под руководством закона Моисея. Его можно разделить на закон моральный, гражданский и церемониальный. Моральный закон устанавливает принципы поведения человека в отношении Бога (первые четыре заповеди из Исх. 20) и в отношении других людей (остальные шесть заповедей). Безусловно, моральный закон не ограничивается Десятью Заповедями, хотя они являются его основой. Моральный закон не утратил своего значения и сегодня. Он помогает осознать стандарт Божьей нравственности, своё несоответствие этому стандарту, а следовательно - греховность и потребность в покаянии. Гражданский закон отражает нормы поведения человека в обществе. Он изложен преимущественно в Исх.21: 1-24: 18, а также в книгах Числа и Второзаконие. Сейчас этот закон утратил свое значение, хотя его принципы легли в основу законодательства многих стран мира. Наконец, церемониальный закон устанавливал, каким образом Израиль должен был поклоняться Богу. Он описывает скинию, одежду и обязанности священников, жертвы и приношения, понятия о святом и нечистом. Нормы церемониального закона находятся преимущественно в текстах книги Левит, хотя встречаются и в других текстах Пятикнижия. Этот закон был предназначен исключительно для Израиля, он утратил своё значение после Христа. Во времена же Ветхого Завета церемониальный закон определял принципы и методы поклонения Богу, поэтому его значения нельзя недооценивать.
Центром поклонения во времена Моисея была скиния. В более поздние времена её заменил храм. Для язычников было характерно множество капищ и храмов, посвящённых многим богам, у Израиля же должно быть одно, централизованное место поклонения. Учитывая обстоятельства, в которых пребывал Израиль, уровень его религиозного сознания, такая мера была вполне оправдана. Скиния была построена из 48 брусьев, сделанных из дерева ситтим и покрытых золотом. Её длина была 15 м, а ширина 5 м. Скиния была разделена на две части: святое место, куда могли заходить священники через единственный вход с восточной стороны и Святая Святых, куда разрешалось входить только первосвященнику, один раз в год, в день очищения (Йом Киппур). Святая Святых была отделена завесой. Такое же устройство святилища было сохранено и в храме.
Важнейшим элементом поклонения было жертвоприношение. Центральная идея книги Левит заключается в том, что путь к Господу лежит исключительно через жертвоприношение, и что поклоняющийся Богу должен быть святым в хождении перед Ним. Как мы уже указывали, нравственный закон ставил проблему несоответствия человека Божьим критериям праведности, в связи с чем возникала потребность в искуплении. Жертвы приносились и до закона Моисея, их совершали Каин, Авель, Ной и патриархи, однако с появлением закона были установлены определённые виды жертв и порядок их принесения.
В первых пяти главах книги Левит можно увидеть предписание пяти различных видов жертвоприношений. Цель их различна. Первые три из них - жертва всесожжения, хлебное приношение и мирная жертва являются добровольными, они предназначены не для прощения грехов, а для общения с Богом. Такие жертвы символизировали полное подчинение Богу. Жертва всесожжения олицетворяла полное посвящение Израиля Богу. Мирная жертва представляла живую связь и общение между Богом и человеком (она включала в себя трапезу - часть еды сжигалась как знак того, что Бог становится участником трапезы, а часть съедалась людьми). Хлебное приношение, единственное, которое не требовало пролития крови, свидетельствовало о готовности принести свои дары Богу[3]
.
Существовало также ещё два вида жертвоприношений иного характера. Цель их принесения - покрытие греха. Эти жертвы были обязательными. Жертвоприношение предусматривало пролитие крови животного. Жертва повинности предусматривала при этом возмещение причинённого ущерба. Любая жертва несла в себе идею того, что между Богом и человеком существует пропасть, которая должна быть преодолена. Каким образом? Ответ на этот вопрос даёт Новый Завет.
Завет Бога с Израилем включал в себя определённые знаки, которые свидетельствовали об отделении его от других народов для поклонения Богу - то есть об освящении. Знак обрезания был знаком единократного посвящения. Впервые мы встречаем обрезание как элемент завета с Авраамом (Быт.17: 10). Завет, который Бог заключил с Израилем через Моисея, также предусматривал обрезание (Лев.12: 3). Обрезание было обязательным условием участия в Пасхальной трапезе (Исх.12: 44,48). Другим знаком освящения Израиля была суббота. Знак субботы стал характерной чертой завета Бога с Израилем через Моисея, поскольку до этого мы не встречаем в Библии требования Бога к людям соблюдать субботу. Десять Заповедей включают в себя это требование (Исх. 20: 8-11). Субботу от обрезания отличает постоянство и повторяемость. Бог освятил этот день (Исх. 20: 11), поэтому святой народ должен её соблюдать. Таким образом, завет Бога с Израилем включал в себя два знака: единовременный и постоянный. Аналоги этих знаков мы встречаем и в Новом Завете. Кроме того, праздники, которые Бог установил для Израиля, выполняли аналогичную функцию: они свидетельствуют о святости Божьего народа, его отличии от языческих народов. Праздники напоминали также и о знаковых событиях истории Израиля (например, Пасха - об искуплении из египетского плена).
Интересные материалы:
Инквизиция в Португалии.
В 1581 г. Филипп II присоединил Португалию к Испании и, конечно, сразу обратил внимание на инквизицию. Он пожелал подчинить ее Великому инквизитору, но папа Григорий XIII не согласился на это. Все же активность инквизиции в Португалии в э ...
Преследование буддизма в государстве Шунга (II—I века до н. э.)
Династия Шунга (185—73 до н. э.) была основана через 50 лет после смерти Ашоки. После убийства последнего царя Мауриев Брхадраты трон занял военачальник Пусьямитра Шунга, ортодоксальный брамин. Он известен своей жестокостью в преследовани ...