Принципы поклонения Богу в книгах Исход и Левит. Принципы поклонения в наше времяСтраница 2
Дело в том, что библейская концепция святости не ограничивается отделением. Святость Бога - это не только Его трансцендентность, отделение от творения в силу духовной природы, но и отделение от греха и греховного человечества. Нравственное совершенство Яхве - часть библейской концепции святости, поэтому слово "святость" приобрело еще одно значение в рамках Библии - моральное совершенство. В связи с этим, отделяя человека для служения Себе, Бог предъявляет к нему требования нравственного характера, которые отражены в десяти заповедях Моисеева закона - тех из них, которые характеризуют поведение человека по отношению к другим людям ("не укради", "не убивай" и т.п.). Требование святости, как морального совершенства, остаётся в силе и сегодня (1Пет.1: 15-16). Проблема заключается в том, что человек далек от нравственного стандарта, предлагаемого Богом - как во времена Моисея, так и в начале ХХІ века. О том, как решалась эта проблема в Ветхом завете, и как она решается в Новом Завете, будет сказано ниже.
Поклонение включает в себя определённые предпосылки. Она не является тяжкой и обременительной процедурой, а всегда приносит радость (Втор.12: 12; 16: 14). Радость - не является чем-то вынужденным, это естественная реакция человека, общающегося со своим Творцом. В то же время, поклонение включает в себя и страх (Исх. 20: 20; Втор.5: 29). Следует правильно понимать сущность такого страха. Это не страх перед Божьим гневом или наказанием, но страх, связанный с любовью, с нежеланием огорчить Того, Кто любит нас. Тот, кто поклоняется Богу, должен искать Его всей душой и всем сердцем (Втор.4: 29). Это значит, что поклонение должно быть искренним, не должно вырождаться в бездумный механический обряд. Наконец, важнейшей предпосылкой поклонения является вера. Она была необходимой для отношений с Богом во все времена (Быт.15: 6). Без веры не имеют смысла все обряды и жертвоприношения, установленные законом Моисея. Эти обряды были связаны с осознанием своей греховности и ответственности перед Богом, необходимости прощения и очищения. Всё это - категории веры. Наконец, поклонение невидимому Богу, в отличие от служения идолам, требовало веры. Там, где исчезала живая вера, происходила сублимация религиозной активности человека, которая выражалась в идолослужении и формальном выполнении религиозных обрядов. Без соблюдения всех вышеперечисленных предпосылок истинное поклонение было невозможно.
Кроме универсальных принципов, в книгах Исход и Левит существуют принципы, которые не находят подтверждения в Новом Завете. Они характерны для диспенсации Моисеева закона. Тем не менее, следует обратить внимание на эти принципы, чтобы осознать то, почему они были отменены или претерпели трансформацию в эпоху Церкви.
Наиболее характерной чертой ветхозаветного поклонения является наличие особой группы людей, которая называется священниками. До Моисея этой социальной группы в Израиле не существовало. Функции священника выполнял глава семьи, который представлял её перед Богом и поклонялся Ему от имени семьи. Кроме единичного упоминания Мелхиседека как священника (Быт.14: 18), других упоминаний этого служения больше нигде не отмечалось. Ситуация изменяется после исхода Израиля из Египта. Бог желал, чтобы Его народ был святым. Для порядка служения и успешного поклонения во время странствия Израиля по пустыне Бог назначил первосвященником Аарона, а помощниками - его сыновей. Все последующие священники в Израиле были потомками Аарона. Их святость подчеркивалась особой одеждой, к ним предъявлялись особые требования безупречности в поведении, особенно в вопросах семьи и брака. Священниками не могли быть люди с какими-либо физическими недостатками.
Кроме того, поскольку все первородные в каждом семействе Израиля избегли смерти в Египте, они принадлежали Богу; потомки Левия были избраны как заместители всех первенцев в Израиле (Чис.8: 5-26). Левиты прислуживали священникам при исполнении их обязанностей. Таким образом, весь народ был представлен в служении левитов и священников.
Священники имели определённые обязанности. Главной обязанностью было посредничество между Богом и Израилем, которое проявлялось в принесении предписанных для очищения от греха жертв. Кроме того, священники отвечали за наставление народа, обучали его соблюдать закон. Важными аспектами служения священников была забота о скинии и служение в ней.
Интересные материалы:
Светская власть и аутодафе
Если обращение инквизиции с тысячами узников вызывает негодование, то способ вынесения им приговора мог бы вызвать смех. Эти благочестивые церковники, пытавшие заключенных, не могли вынести смертного приговора, потому что христианин не до ...
Религии народов Северной и Северо-Восточной Африки. Распространение ислама
и христианства
Народы Северной и Северо-Восточной Африки - от Марокко до Египта и Эфиопии — издавна достигли более высокого уровня общественного развития, чем население остальной части Африки. Здесь сложились древнейшие в мире цивилизации, основанные на ...

