Связь храмовой архитектуры и богослуженияСтраница 2
В сложном плане алтарная преграда отделена восточной ветвью креста и восточным полуцилиндрическим сводом от купола, так что четыре ветви креста с их полуцилиндрическими сводами дают законченную, всесторонне развитую композицию, подчеркивающую с четырех сторон направленность к куполу и этим наглядно показывающую господствующее положение в здании его центра - амвона под куполом, которому подчинен алтарь, отодвинутый на задний план и затушеванный еще и тем, что боковые апсиды со всех сторон ограничены глухими стенами. Наоборот, в простом типе алтарные апсиды придвинуты непосредственно к под купольному квадрату, так что средняя апсида заменяет собой восточную ветвь креста, а стенки между апсидами слились с восточной парой под купольных столбов. Боковые апсиды открыты в боковые ветви креста. Благодаря всему этому в простом типе крестово-купольного храма алтарная преграда оказывается между восточными купольными подпорами (которыми являются стенки между апсидами), архитектурный крест не полон, от него остались только три ветви (так как восточная отпала).
Итак, архитектура византийских храмов напрямую связана с литургическими богослужениями, дополняя и обуславливая их особенности. Для столичных храмов характерно пятинефное здание, позволяющее собрать максимальное количество прихожан, при этом рассчитанное на проведение пышных литургий, в которых берут непосредственное участие не все участники процесса. Храмовое здание в провинции не претендовало на большое собрание верующих и торжественные литургические процессии, что, в сочетании с восточными зодческими влияниями, привело к более замкнутому, компактному внутреннему пространству, доминированию трёхнефных церквей с простым типом купольной планировки. В целом, как столичное, так и провинциальное здание максимально соответствовали ритуалу, свершаемому под их куполами.
Интересные материалы:
Сын
" .Будучи вовеки действительно Богом, Он стал также действительным человеком, Иисусом Христом. Он был зачат Святым Духом и рожден девой Марией. Он жил и переносил искушения как человек, однако явил Собой совершенный пример праведност ...
Языческий пантеон князя Владимира
В 980г. Владимир Святославич вступил в Киев после бегства старшего брата Ярополка. В том же году он соорудил в Киеве языческое святилище.
В «Повести временных лет» под 980 г. говорится, что князь Владимир Святославич «постави кумиры на х ...

