Начало XX века. Рост и укрепление сектантского
учения в народных массахСтраница 1
К началу XX века ситуация в Курской губернии сильно меняется. Со стороны епархиального управления ведется усиленная противосектантская политика. Создается Знаменское миссионерское просветительское братство при Знаменском монастыре, для мирян и духовенства организовываются миссионерские курсы, в епархии учреждается должность разъездного миссионера, проводятся открытые диспуты с сектантами. Целью миссионерских братств являлось: во-первых, возбуждение в прихожанах ревности к православной вере; во-вторых, ознакомление членов братства (общества) с истинами православия; и, в-третьих, изучение сектантских лжеучений, с целью обнаружения в них искажения Божественного Откровения. Миссионерские общества организовывались из грамотных, преданных Церкви и всеми уважаемых мирян, при чем велся строгий отбор членов со стороны духовенства, чтобы не дискредитировать все дело просвещения. Под руководством священнослужителя члены общества несколько раз в неделю устраивали собрания, на которых изучали Священное Писание, читали противосектантские листки, брошюры, книги, ознакомлялись с сектантским вероучением, всесторонне обсуждали его, уясняли в своем сознании истины христианской веры, учась, таким образом, вести беседы с сектантами 15. Противосектантские епархиальные миссии финансировались не только епархиальной казной, но и тарелочными и кружечными сборами со всех храмов епархии. Так, например, все тарелочные сборы в 1-ю неделю Великого поста в Курской епархии направлялись в пользу Православного Миссионерского Общества и местного Миссионерского просветительского братства 16. Это позволяло епархии не только содержать епархиального миссионера, но и закупать, издавать и распространять различную противосектантскую литературу.
Деятельность противосектантской епархиальной миссии проходила под личным архипастырским наблюдением и руководством Высокопреосвященнейшего Питирима (Окнова), епископа Курского и Обоянского (с 1909 г. архиепископ). В оживлении миссионерской деятельности принимали также активное участие викарные епископы Белгородский Иоанникий (Ефремов) и Рыльский Иоасаф (Романов). Вся же специально миссионерская деятельность в Курской епархии лежала на обязанности одного епархиального противосектантского миссионера. Окружных и уездных миссионеров и других специальных помощников миссионера в то время не было.
Одним из поводов к возникновению миссионерских и противосектантских братств послужил царский манифест о веротерпимости, принятый 17 апреля 1905 года, который легализировал действие сект на территории Российского государства. После Высочайшего манифеста, сектанты более злобно стали относиться к православному духовенству: чувствуя себя свободными, они везде старались всячески чернить Православную Церковь, сочиняя всевозможные сплетни и клеветы на духовенство, пропагандируя открыто на площадях, вокзалах железных дорог и в вагонах, словесно и при помощи маленьких брошюр, и листков сектантской литературы.
Помимо мистического сектантства в Курской губернии сильно распространилось сектантство рационалистическое. Стали появляться общины адвентистов седьмого дня, штундотолстовцев, русских баптистов, евангельских христиан. Разрастаясь в среде бедного крестьянского населения, секты принимали все более опасный характер по отношению к Православной Церкви. В мерах "воздействия к укреплению православных чад святой Церкви от соблазна пропаганды сектантской" мы читаем: " . 2) В каждом зараженном сектантством приходе, приходский священник по возможности скорей должен устроить миссионерский приходской кружок ревнителей православия с непременным участием всех членов притча, в который допускаются учителя и учительницы церковно-приходских школ, а также и любители миссионерского дела миряне . 5) В заражённых сектантством приходах по возможности скорее бы учреждены были и открыты народные библиотеки (читальни) под надзором приходского священника, а подбор книг в такие библиотеки-читальни допускался бы только с одобрения особой комиссии Совета Миссионерско-Просветительного Братства . 10) Желательно, чтобы на большом Курском вокзале находился: постоянный разъездной книгоноша-миссионер, который мог бы с большой пользой для дела вести конкуренцию и борьбу полемики против библейского книгоноши сектанта Матвеенки" 17.
Интересные материалы:
Образ героя в древнескандинавской религии. Образ героя в древнескандинавской
религии.
Во время богатырской эпохи у скандинавов в сагах и в эпосе был хорошо разработан образ героя. Каждый скандинав того времени, прежде всего, должен был быть воином. Он обязан был защитить свою страну или свой дом от разбойников. Умение сраж ...
Старообрядческие центры на территории дореволюционной Удмуртии
Несмотря на процесс дробления, который наблюдался в вятском старообрядчестве вплоть до конца XIX века, все же на территории Удмуртии сложились довольно крупные центры различных течений «старой веры», о которых знала вся губерния и которые ...