Материалы по религии » Религиозные движения еретиков в странах Западной Европы » Идея ересей в подготовке религиозной Реформации

Идея ересей в подготовке религиозной Реформации
Страница 1

В данной главе речь пойдет об идейных предпосылках ересей развитого Средневековья в подготовке религиозной Реформации.

Рассмотрим причины недовольства людей католической церковью. Ведь именно из-за недовольства и расхождения во взглядах и мнениях развивались еретические движения и, впоследствии, религиозная Реформация.

Для того чтобы привить простым людям сознание их полного ничтожества и примирить со своим положением, католическая церковь пускала в ход догму об изначальной греховности земного существования человека. Церковь объявляла каждого человека изначально неспособным «спасти свою душу». «Спасением» и «оправданием» всего земного мира ведает, согласно католическому учению, только папская церковь, наделенная особым правом распределять в мире «божественную благодать» через совершаемые ею таинства.

Высшее католическое духовенство во главе с папой претендовало на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе всю светскую жизнь, светские учреждения и государство в целом. Католическая церковь не только объявляла о своих притязаниях, но и старалась реализовать их, пуская в ход свое политическое влияние, военную и финансовую мощь, а также используя слабость центральной власти. Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполнили все страны Европы.

Претензии католической церкви вызывали недовольство даже в среде крупных светских феодалов. Еще большее недовольство церковью и ее пропагандой презрения к светской жизни ощущалось в среде жителей развивающихся и богатеющих городов, в которых зарождалась новая буржуазная идеология. Неудовлетворенность институтом католической церкви в целом обеспечивало объединение людей в секты со стремлением к ее преобразованию.

Притязания церкви встречали все более решительный отпор со стороны королевской власти в странах, которые ступали на путь государственной централизации. Здесь католическая церковь вынуждена была идти на уступки. Однако в раздробленной Германии, неспособной дать отпор Риму, папы не соглашались ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из Германии в папскую казну через духовных князей и продавцов индульгенций. Это обстоятельство послужило причиной того, что реформационное движение, почва для которого была подготовлена и в других странах Европы, возникло и объединило широкие слои населения именно в Германии.

Началось движение реформации под воздействием новаторских теологических идей Мартина Лютера, давших мощный стимул разнообразным оппозиционным выступлениям против католической церкви. Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и к созданию новых вероучений, проявились с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира, сказались на положении церкви как крупнейшего землевладельца и органической составной части феодальной системы, затронули роль католицизма как идеологической силы, веками защищавшей феодальный строй. [1, с. 69-73]

Прежде всего, стоит отметить некоторые факты биографии великого реформатора.

Мартин Лютер родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). Глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства).[7, с.13-27]

Теперь стоит рассказать об идейных основах лютеранства.

В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций.

Тезисы — сдержанный, суровый и горький документ. Исключительная проницательность Лютера состояла в том, что он разглядел это историческое строение «священного товара». Тезисы звучали как манифест человеческого самоуничижения и вместе с тем содержали дерзкую мысль о неправомерности всех наказаний и боров, которые церковь налагала и продолжает налагать на христиан от лица оскорбленного бога.[7, с.28 - 35]

Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Лютер объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом. Мартин Лютер утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Реформатор отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Лютер отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства он ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Брахманизм
Брахманизм был следующей ступенью в развитии религиозного мышления древней Индии. Ведийские арии, продвигаясь в глубь Индии, смешивались с местным населением, впитывали новые представления, привыкали к оседлому образу жизни. Состав общест ...

Иосиф Флавий
Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100 гг.) – иудейский историк. Происходил из жреческого рода. Участвовал в антиримском восстании в Иудее 68-73 гг. Сдался римлянам. Отпущенный на свободу императором Титом, принял родовое имя последнего – Флавий. ...