Материалы по религии » Принципы типологизаций религии » Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий

Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий
Страница 3

В индуизме отсутствует единая церковная организация, функционирование этой религии обеспечивается институтом жречества.

На данном этапе индуизм исповедует 85% населения Индии, кроме этого, он распространен в Пакистане, Малазии, Шри-Ланке, Непале, Бангладеш, ряде стран Африки.

Джайнизм возник в Индии в VI ст. до н. э. Название происходит от имен Махавира («великий герой») и Джина («победитель»), которыми был наделен основатель этой религии. Последователи джайнизма верят, что путем праведной жизни можно освободиться от сансары и достичь нирваны. Центральное место в учении джайнизма занимает признание существования двух изначальных оснований мира - духовного и телесного, живого и неживого. Животворящее начало имеют все предметы, но только человеку предоставлена возможность преодолеть карму.

Сикхизм - (ученик, последователь) возникает в результате синтеза некоторых индуистских идей с мусульманскими источниками в конце XV - нач. XVI вв. Основатель гуру (учитель) - Нанак, пытавшийся объединить индусов и мусульман. Согласно сикхизму существует единый неперсонифицированный бог, а все явления и человек в том числе - проявление божественной силы. Единственный путь спасения - путь любви к Богу, делающий всех людей равными. Вероучение сикхизма изложено в книге «Грантх Сахиб» (Господин книга), которая содержит наставления и жизнеописания гуру и является источником учения и объектом юогослужения. Культ в сикхизме имеет синкретический характер и включает специальное посвящение, требование верности символу веры и правило пяти «К» (длинные волосы, короткие штаны, гребень, короткий меч и стальной браслет). Форма организации сикхизма - община, а последователи сикхизма в основном сосредоточены в штате Пенджаб (Индия).

Среди национальных религий Китая выделяют даосизм и конфуцианство.

Даосизм (дао - путь) возник примерно в VI в. до н. э. Основателем считается лао-цзы. Вероучение изложено в книге «Дао-де-цзын». «Дао» как главное понятие в даосизме объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. Это некий «путь», по которому должен следовать окружающий мир и все люди. Принцип наследования «Дао» - это «увей» (недеяние), т. е. следование естественности. В религиозном даосизме естественные процессы получают мистическое истолкование, а отсюда и использование магии, алхимии, лечебной практики, демонологии и других элементов народных культов и шаманских верований. Абсолютизация идеи бессмертия реализуется у даосов в различных способах продолжения жизни с помощью сексотерапии, диеты, пневмотерапии и т. д.

Конфуцианство основано Конфуцием в VI в. до н. э. И представляет собой развитую этико-политическую систему. Основные элементы вероучения изложены в книге «Лунь-юй» («Беседы и суждения»). Важное место в своей системе Кофуций отводил концепции «Неба» и «небесного веления», где «небо» - это и часть природы, и высшая духовная сила. Человек должен жить в согласии с определенными этическими правилами, определенными «небом» и моральным законом (Дао), постоянно их усовершенствуя путем учения. В результате следования Дао и велениям «Неба» можно достигнуть уровня «благородного человека», который имеет пять «благородных качеств» - «жень» - человеколюбие, «и» (долг), «ли» - нормы поведения, «чжи» - знания, «синь» - верность. Эти принципы должны основываться на принципе «Сяо» - почитание родителей.

Традиционная религия японцев - синтоизм («путь богов») оформилась на основе родоплеменных анимистических культов и шаманизма в VI-VII вв. Последователи синто поклоняются сонму божеств и духов (ками), которые, по их мнению, оживляют всю природу и могут воплотиться в любой предмет. Особое место среди божеств занимает солнечная богиня Аматерасу. Согласно этой вере связь между ними и людьми осуществляется через представителя богини Солнца на земле - императора (микадо), который считается родоначальником всех японцев. С середины ХІХ в. до 1945 г. синтоизм считался в Японии государственной религией, составными частями которой были: династийный синтоизм; храмовый синтоизм; домашний синтоизм с культом богини Аматерасу; народный или вульгарный синтоизм культом локальных божеств и духов и теннонизм - культ императора и его предков. С 1946 г. синтоизм отделен от государства. Центр религиозной жизни синто - храм Ясукуни в Токио, а священная книга - сборник легенд «Кодзики».

Иудаизм - религия, распространенная среди евреев. Возник во 2 тыс. до н. э. на основе политических верований и обрядов кочевых племен Северной Аравии. Со временем из еврейских скотоводческих племен был создан племенной союз с общим культом бога Яхве. Священной книгой иудеев является Тора (Закон), включающий первые книги Библии, известные как Пятикнижие Моисеево. Кроме Торы, к священным книгам относятся также Талмуд и Танах (до І в. н. э.). Танах известен как Ветхий Завет, а Талмуд (учение) как пояснение и дополнение к Торе (состоит из Мишны и Гемары). В Торе и Талмуде изложены основные элементы вероучения евреев:

Страницы: 1 2 3 4 5


Интересные материалы:

Могилево-Братская икона Божией Матери
В советское время монастырь разделил печальную судьбу многих православных святынь. В1928 г. обитель и обе ее церкви были закрыты. Хотя в Богоявленском храме и иконостас, и стенные росписи остались нетронутыми, само здание было использован ...

Погребальный культ
Не совсем ясны для нас верования германцев, связанные с погребальной обрядностью и культом умерших. Погребальный ритуал был не везде одинаков: наряду с кремацией трупов, сохранившейся от бронзового века и засвидетельствованной Тацитом, ме ...