Материалы по религии » Принципы типологизаций религии » Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий

Примитивные религиозные верования. Общая характеристика и география этнических и мировых религий
Страница 4

· вера в единого бога Яхве, создавшего мир и человека (по своему образу и подобию);

· вера в ангелов и демонов;

· вера в первородный грех;

· вера в богоизбранность еврейского народа;

· вера в приход мессии (спасителя);

· вера в наличие договора между богом и еврейским народом;

· вера в загробную жизнь;

· вера в воскрешение из мертвых.

Что касается культовой практики евреев, то Талмуд связывает верующего 613 предписаниями. К основным же элементам культа относятся:

· трехкратная ежедневная молитва;

· празднование субботнего дня;

· обрезание мальчика на седьмой день после рождения;

· ритуальное омовение;

· кошерная (разрешенная) и трефная (запрещенная) пища;

· магические обряды и ритуалы, магические предметы.

Культовым сооружением является синагога (молитвенный дом, школа), где раввины (учителя) осуществляют обряды к обучению Торе.

Особое отношение к Торе породило со временем новые течения в иудаизме, связанные с пониманием и трактовкой священного текста - каббала и хасидизм.

Важнейшим этапом в развитии религий является появление мировых религий, к которым принято относить буддизм, христианство и ислам. К основным характеристикам мировых религий можно отнести:

· межэтнический, космополитический характер (спасение возможно для каждого верующего независимо от этнической принадлежности);

· утверждение равенства всех людей перед богом независимо от их социального положения;

· основатели мировых религий приходят в мир как спасители и вестники благодати для всего человечества;

· формирование мировых религий происходят в условиях создания «мировых империй»;

· прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).

Буддизм возник в Индии в середине І тыс. до н. э. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, а священной книгой «Трипитака» («Три корзины знаний»). Основы вероучения буддистов представлены в учении о «Четырех благородных истинах» и «благородном восьмиричном пути».

«Благородные истины»:

· Жизнь - это страдание;

· Причиной страдания являются желания («жажда жизни»);

· Избавление от страданий связано с избавлением от желаний;

· Существует путь избавления от страданий («восьмиричный путь»), который включает:

1. Правильное стремление - понимание четырех истин;

2. Правильное стремление - решительность действовать согласно истин;

3. Правильная речь - отказ от лжи, грубости и т. д.;

4. Правильное действие - не вредить живым существам и т. д.;

5. Правильный способ жизни - честность в отношении средств к существованию;

6. Правильные усилия - настойчивость в преодолении дурных влияний и т. д.;

7. Правильные мысли - основанные на следовании благородным истинам;

8. Правильное сосредоточение (медитация) - достижение внутреннего покоя.

Этот путь Будда («просветительный») назвал серединным, т. е. избавляющим человека от крайностей в поведении.

Целью буддиста является освобождение от сансары и достижение состояния нирваны («успокоение», «угасание», «блаженство», «умирание»).

В конце І в. до н. э. - І в. н. э. В буддизме оформляется два основных направления:хинаяна (узкая колесница) проповедует «узкий» путь спасения и махаяна («широкая колесница») - «широкий». В форме махаяны буддизм распространяется за пределами Индии- ваджраяна, тибетский буддизм и ламаизм. Наиболее известные на Западе формы китайского и японского буддизма - это секты чань и дзен, центром учения которых является утверждение о возможности достижения мгновенного просветления (сатори).

Христианство возникло в І в. н. э. в Палестине. Количество верующих в настоящее время составляет около 2 млрд. человек на всех континентах, но большинство живет в Европе и Америке. Иисус Христос, который считается основателем религии, почитается в христианстве как Сын Божий, воплощение второй ипостаси единосущего и трехипостасного Бога, как Бог и человек одновременно. Священной книгой христианства считается Библия, состоящая из Ветхого и Нового заветов. В истории христианства известны две великие схизмы (раскола), которые привели к появлению трех основных ветвей христианства: православия, католицизма и протестантизма. Первая великая схизма произошла в 1054 г., вторая в 16 веке (Реформация).

В 325 г. на Никейском Соборе был выработан «Символ веры» христианства, включающий основные положения христианской веры и состоящий из 12 догматов:

· вера в единого бога, существующего в трех ипостасях;

· вера в боговоплощение (Иисус Христос, оставаясь Богом, родился от девы Марии;

· вера в искупительную жертву Иисуса Христа;

· вера в воскрешение Иисуса Христа;

· вера в вознесение Иисуса Христа;

· вера в бессмертие души;

· вера в существование ада и рая;

· вера в небесную расплату за богоугодную жизнь на земле;

· вера в единую святую, соборную и апостольскую церковь;

· вера в необходимость крещения;

Страницы: 1 2 3 4 5


Интересные материалы:

Торквемада
Ни одно имя не связано с историей испанской инквизиции столь тесно, как имя Томаса Торквемады, и мало кто не слышал о нем. Кажется странным, что этот чело-век, до пятидесяти лет мало кому известный, в следующие двадцать лет своей жизни ос ...

Проблема крещения и обращения в православие
В 1868 г. по указанию московского митрополита Иннокентия (И.Е. Вениаминова) епископом камчатским, курильским и алеут­ским был назначен преосвященный Вениамин, отличавшийся крайне реакционными взглядами, впрочем вполне согласовывав­шимися ...