Сикхизм
Страница 1

Нанак соединил отдельные положения индуизма с идеями бхакти и ислама, но при этом он никогда не разделял до конца воззрения тех религий, откуда черпал свои идеи. Это позволило учению Нанака в скором времени выделиться в самостоятельную религиозную систему.

Сикхизм провозгласил равенство всех людей перед богом, независимо от их касты и социального положения, а также отверг культовую обрядность и внешние формы почитания божества. Демократические принципы, которые утверждал сикхизм, обеспечили ему популярность среди самых широких слоев населения.

Характерной особенностью сикхизма является то, что в нем практически отсутствует развернутая религиозно-философская система. В основе сикхизма лежит идея единого бога (или, скорее, божественного начала), выражающего себя во всей природе и в человеке. Сикхизму было одинаково чуждо как обожествление животных и поклонение статуям, как это принято в индуизме, так и образ Всевышнего, сотворившего мир, как учит ислам. В духовной поэзии сикхов безличный бог предстает в образе гигантского огня, искры которого разлетаются далеко вокруг. Эти искры и есть человеческие души. Души, заброшенные в мир, обрекаются на скитания из одной телесной оболочки в другую, подчиняясь закону кармы. И прекратить это мучительное странствие души не помогут ни жертвоприношения, ни отшельничество, ни далекие паломничества - то есть ничто из того, к чему прибегают в своей практике индусы и мусульмане. Единственное, что приводит к желанной цели обретения спасения - это добрые дела, которыми очищается душа, преданная богу. Средством освобождения от кармы становится следование законам общины, и дисциплина воина начинает приобретать черты религиозного культа.

Культовые обряды у сикхов существуют, но их совершают не жрецы, а сикхи-воины, равные друг другу перед лицом безличного божества. Отсутствие профессиональных священнослужителей до сих пор резко отличает сикхов от всех остальных индийских общин.

И все же, отвергнув касты, сикхи фактически сами образовали гигантскую касту воинов. Многие сикхи и в наши дни остаются верными своему традиционному занятию - воинской профессии. Поэтому процент сикхов в индийском офицерском корпусе очень высок.

При преемниках Нанака сикхизм получил организационное оформление. 3-й гуру Амар Дас (1552-1574 гг.) превратил власть гуру в наследственную и стал основателем династии сикхских духовных правителей. Его преемник, 4-й гуру Рам Дас, основал столицу сикхов - город Амритсар, в котором был построен знаменитый Золотой Храм. 5-й гуру Арджуна (1581-1606 гг.) составил священную книгу сикхов Адигрантх ("Изначальная Книга"), хранящуюся в Золотом храме. Во время праздников огромный фолиант этой книги выносят из храма и в торжественной процессии проносят по улицам города.

При 10-м (и последнем) гуру Говинд Сингхе (1675-1708 гг.) были проведены серьезные реформы внутри общины сикхов, в результате которых община окончательно превратилась в сплоченное военизированное объединение. В 1699 г. Говинд Сингх собрал общий съезд сикхов, на котором объявил их общиной равных (хальсой), а общее собрание - высшим органом сикхов. Наследственная власть гуру была отменена. В это же время были установлены и некоторые внешние знаки, которые отличали сикхов от остального населения Пенджаба. Был введен особый обряд посвящения в члены общины - пахул, обязательный для каждого сикха. Все сикхи были обязаны носить тюрбан, узкие штаны до колен, длинные волосы и бороду и постоянно иметь при себе три стальных предмета: меч, гребень и браслет. Каждому сигху присваивался благородный титул "сингх" (лев).

В начале ХVIII в. хальса сикхов возглавила борьбу народов Пенджаба против империи Великих Моголов, в результате которой в 1765 г. на территории Пенджаба было создано независимое государство сикхов. В 1849 г. англичане после двух ожесточенных войн захватили это государство.

Страницы: 1 2


Интересные материалы:

Сущность иудаизма
Иудаизм – первая по-настоящему монотеистическая религия. Основное положение иудаизма – вера в единого Бога. Исторически эта вера определила изоляцию евреев от соседствующих мифологических культур. Евреи верят, что Бог сотворил вселенную ...

Третий буддийский собор 250 до н. э.
Царь Ашока провёл собор около 250 до н. э. в Паталипутре (современная Патна). Собрание проводил монах Тисса Моггалипутта. Речь шла о примирении различных буддийских школ, очищении буддийского движения от оппортунистских фракций, выросших ...