Материалы по религии » Тибетский буддизм » Распространение тибетского буддизма

Распространение тибетского буддизма
Страница 7

В XIX в. буддизм в России представлял собой развитую религиозную систему. Буддийские монастыри владели значительными земельными площадями, скотом. При монастырях действовали медицинские школы, развивались книгопечатание, иконопись, а также культовое зодчество. Буддизм стал важным фактором формирования народных праздников, традиций и обычаев. Войдя в соприкосновение с традиционными культами и шаманскими представлениями, буддизм смог слиться с ними и ввести местных божеств в свой пантеон. «Например, наряду с буддой Шакьямуни, грядущим буддой Майтреей, Белой и Зеленой Тарами почитается Цаган Овген (БелыйСтарец, покровитель животных), значительные обряды посвящаются духам местности»[57].

Важную роль в истории буддийской церкви в дореволюционной России сыграл Агван Доржиев (1853—1938). Он получил блестящее богословское образование в Тибете и стал одним из Приближенных Далай-ламы XIII. Усилиями Доржиева в Петербурге, столице Российской империи, был построен первый в европейской части России буддийский храм. На церемонии его освящения в 1915 г. присутствовали представители правительства России, Тибета, Вьетнама, Монголии.

В дореволюционной России государство старалось учитывать запросы буддийских народов. Их отправляли на учебу в Тибет, строили новые храмы и монастыри.

В начале XX века ламы Бурятии, Калмыкии и Тывы основной задачей считали восстановление чистоты учения Будды, строгое соблюдение обрядов. Это движение получило название бурханизм или белая вера.

«Политика Советского государства по отношению к буддийской церкви определялась «Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», изданном Совнаркомом еще в январе 1918 г.»[58]. Репрессивная политика стала весьма откровенной. В результате ее буддийская Сангха на территории России была фактически истреблена.

Например в Калмыкии, где к 1917 г. было около 30 больших и 65 малых монастырей, при которых служило более двух тысяч лам и послушников, к концу 30-х годов не осталось ни одного монастыря или молельного дома. В Бурятии, где было около 47монастырей, в конце 30-х годов были разрушены почти все.

В Тыве, «по рассказам очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой — и так до конца. Все храмы были сожжены дотла. От всех культовых сооружений в республике сохранились лишь метровой толщины остатки стен центрального Чаданского монастыря».[59]

Только после Великой Отечественной войны советское правительство разрешило воскресить религиозную организацию. Верховным органом буддийской религии становится реорганизованное Центральное Духовное Управление буддистов СССР (ЦДУБ). Резиденция управления находится на территории Улан-Удэ. Официальные кадры священнослужителей для Монголии и Бурятии готовил единственный вуз в Улан-Баторе. Он работал по 5-летней программе, включавшей помимо традиционных буддийских дисциплин также тибетский и английский языки и основы марксизма.

Ситуация изменилась к 80-м годам. В это время религия стала осознаваться в качестве влиятельной силы в обществе.

В Калмыкии в г. Элиста в 1988 г. была зарегистрирована первая официальная община верующих буддистов, и с тех пор их число значительно увеличилось. В 1991 г. было создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК). В Бурятии открылось много монастырей, действуют духовные учебные заведения. В Тыве первый храм был воздвигнут в 1993 г. Образование будущие монахи получают при монастырях Монголии, Бурятии, Индии.

Значительным толчком в увеличении степени религиозности масс послужил визит в буддийские регионы России в 1989 г. известного буддийского деятеля Кушок Бакула Римпоче, а в 1991 г. и 1992 г. Далай Ламы XIV Тензин Гьяцо.

В настоящее время в буддийских республиках — Бурятии, Калмыкии, Тыве, а также на Алтае — наряду с сангхами (общинами монахов и служителей культа) активную деятельность проводят вновь появившиеся религиозные объединения мирян. Рост национального самосознания повлек за собой возрождение традиционных ценностей, в том числе и буддийских. Вновь совершаются религиозные празднества и обряды: мистерия цам, Зул (день рождения основателя школы гелугпа Цзонкавы, 1357—1419), Цаган Сар (новый год и встреча весны) и другие. Буддийские общины имеются во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Интересные материалы:

Дохристианские верования восточных славян
Корнями своими славянское язычество уходит в седую древность. В его основании (как и всякой религии) лежит некоторая духовная реальность… Плоды язычества с его безнравствен-ностью и жестокостью не оставляют сомнений в разруши-тельной бого ...

Структура религии
Структурный подход к исследованию религии является частным случаем применения структурного метода к анализу социокультурных объектов. Структура религии изменяется вместе с динамикой религии и культуры. В структуре развитой религии выделяю ...