Распространение тибетского буддизмаСтраница 7
В XIX в. буддизм в России представлял собой развитую религиозную систему. Буддийские монастыри владели значительными земельными площадями, скотом. При монастырях действовали медицинские школы, развивались книгопечатание, иконопись, а также культовое зодчество. Буддизм стал важным фактором формирования народных праздников, традиций и обычаев. Войдя в соприкосновение с традиционными культами и шаманскими представлениями, буддизм смог слиться с ними и ввести местных божеств в свой пантеон. «Например, наряду с буддой Шакьямуни, грядущим буддой Майтреей, Белой и Зеленой Тарами почитается Цаган Овген (БелыйСтарец, покровитель животных), значительные обряды посвящаются духам местности»[57].
Важную роль в истории буддийской церкви в дореволюционной России сыграл Агван Доржиев (1853—1938). Он получил блестящее богословское образование в Тибете и стал одним из Приближенных Далай-ламы XIII. Усилиями Доржиева в Петербурге, столице Российской империи, был построен первый в европейской части России буддийский храм. На церемонии его освящения в 1915 г. присутствовали представители правительства России, Тибета, Вьетнама, Монголии.
В дореволюционной России государство старалось учитывать запросы буддийских народов. Их отправляли на учебу в Тибет, строили новые храмы и монастыри.
В начале XX века ламы Бурятии, Калмыкии и Тывы основной задачей считали восстановление чистоты учения Будды, строгое соблюдение обрядов. Это движение получило название бурханизм или белая вера.
«Политика Советского государства по отношению к буддийской церкви определялась «Декретом об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», изданном Совнаркомом еще в январе 1918 г.»[58]. Репрессивная политика стала весьма откровенной. В результате ее буддийская Сангха на территории России была фактически истреблена.
Например в Калмыкии, где к 1917 г. было около 30 больших и 65 малых монастырей, при которых служило более двух тысяч лам и послушников, к концу 30-х годов не осталось ни одного монастыря или молельного дома. В Бурятии, где было около 47монастырей, в конце 30-х годов были разрушены почти все.
В Тыве, «по рассказам очевидцев, за ламами приезжали в несколько приемов: сначала брали верхушку духовенства, затем следующий слой — и так до конца. Все храмы были сожжены дотла. От всех культовых сооружений в республике сохранились лишь метровой толщины остатки стен центрального Чаданского монастыря».[59]
Только после Великой Отечественной войны советское правительство разрешило воскресить религиозную организацию. Верховным органом буддийской религии становится реорганизованное Центральное Духовное Управление буддистов СССР (ЦДУБ). Резиденция управления находится на территории Улан-Удэ. Официальные кадры священнослужителей для Монголии и Бурятии готовил единственный вуз в Улан-Баторе. Он работал по 5-летней программе, включавшей помимо традиционных буддийских дисциплин также тибетский и английский языки и основы марксизма.
Ситуация изменилась к 80-м годам. В это время религия стала осознаваться в качестве влиятельной силы в обществе.
В Калмыкии в г. Элиста в 1988 г. была зарегистрирована первая официальная община верующих буддистов, и с тех пор их число значительно увеличилось. В 1991 г. было создано Объединение буддистов Калмыкии (ОБК). В Бурятии открылось много монастырей, действуют духовные учебные заведения. В Тыве первый храм был воздвигнут в 1993 г. Образование будущие монахи получают при монастырях Монголии, Бурятии, Индии.
Значительным толчком в увеличении степени религиозности масс послужил визит в буддийские регионы России в 1989 г. известного буддийского деятеля Кушок Бакула Римпоче, а в 1991 г. и 1992 г. Далай Ламы XIV Тензин Гьяцо.
В настоящее время в буддийских республиках — Бурятии, Калмыкии, Тыве, а также на Алтае — наряду с сангхами (общинами монахов и служителей культа) активную деятельность проводят вновь появившиеся религиозные объединения мирян. Рост национального самосознания повлек за собой возрождение традиционных ценностей, в том числе и буддийских. Вновь совершаются религиозные празднества и обряды: мистерия цам, Зул (день рождения основателя школы гелугпа Цзонкавы, 1357—1419), Цаган Сар (новый год и встреча весны) и другие. Буддийские общины имеются во многих городах России: в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Самаре.
Интересные материалы:
Иудаизм в средние века, Рационализм и мистицизм
В раннее средневековье евреи расселились по всем провинциям бывшей Римской империи и далеко за ее пределами. Особенно много их было в Испании (там создалось ядро сефардских евреев), позже – в Германии (ашкеназские евреи). Много евреев был ...
Никео-Цареградский Символ веры
Никео-Цареградский символ веры своим происхождением относят ко второму вселенскому собору, хотя протокольно это не выяснено. Есть разные предположения, каким образом этот символ стали относить ко второму вселенскому собору, но мы видим, ч ...