Материалы по религии » Тибетский буддизм » Распространение тибетского буддизма

Распространение тибетского буддизма
Страница 2

Паломничество, рекомендуемое буддисту, совершается в Гималаях «попутно» с сезонными перемещениями. Летом скотоводы вместе с выгоном скота на высокогорье посещают местные святыни, зимой же с продуктами своего труда едут в среднегорный Непал, где у крупнейшей ступы и монастыря Бодхнатх устраивается сезонная ярмарка.

«Культовые сооружения буддизма в Гималаях — это монастырские комплексы с храмами, общинные храмы, общественные здания деревни, семейные и личные часовни, кельи отшельников, храмы местных божеств, ступы разных типов, молитвенные барабаны, стены, флаги, часовенки для водяных молитвенных барабанов, камни со священными формулами буддизма»[50].

Монастырь-гомпа - выступает как иерархический центр комплекса других объектов, входящих в «зону святилища». Типичный монастырь включает группу зданий, образующих внутренний двор. Три стороны квадрата заняты жилищами монахов, трапезной, кухней, приютом для паломников, четвертая — двухэтажным храмом-святилищем, включающим собственно храм на первом этаже и жилище настоятеля, храм божества-охранителя, библиотеку и хранилище культовых предметов на втором этаже. Двор монастыря играет важную роль — вмещает участников и зрителей важнейших церемоний.

Храм-святилище монастыря (лхакханг) всегда возвышается над другими зданиями. Перед алтарным залом находится помещение, где три стены покрыты фресками, а между колоннами у входа натянута черная завеса из шерсти. В собственно святилище ведет двойная резная дверь, напротив которой находится алтарь, занимающий почти всю стену. Храм монастыря — место проведения важнейших церемоний с участием всех лам. Во время действа используется большое количество различных культовых предметов, например глиняные и металлические скульптурные изображения божеств, небольшие чортены (реликварии), сосуды с «очищающей» водой, рисом, подносы Мандалы, музыкальные инструменты и другое.

Строительство такого храма требует больших усилий от местных жителей. В их обязанности входит снабжать монахов стройматериалами, пропитанием и помогать в строительстве. Монахи обычно сами только красят и расписывают храм.

Общинный храм (юлги-лхакханг) обычно находится в деревне, на окраине. Данный вид храма менее богат, чем монастырский, в нем меньше инвентаря. Содержится храм общиной и имеет хранителя – конъера, который отвечает за целостность строения. Также он должен менять воду в сосудах и поддерживать огонь в лампадках.

Из культовых сооружений также можно упомянуть личные и семейные часовни, лабранги, устраиваемые на верхнем этаже дома; деревенские «дома собраний» - мицогпа, всегда имеющие алтарь; келъи-цамкханг - небольшие строения или пещеры, используемые монахами и мирянами для медитации.

Специфически ламаистскими являются стоящие группами или отдельно чортены. Они напоминают пирамидальные башни на массивном фундаменте, увенчанные крышей-навесом и несколькими ярусами со шпилем. Они напоминают буддийские ступы, но имеют специфические особенности. Типичны для Непала, например, группы из трех чортенов на квадратном основании с двухъярусной крышей - ригсум гомпо, олицетворяющие бодхисаттв Манджушри, Авалокитешвару и Ваджрапани.

Несколько особняком стоит в Непале ламаизм района Мустанга, пожалуй, наиболее близкий тибетскому образцу. Здесь практически каждая семья отдает хотя бы одного сына в монахи, записывает его в послушники какого-либо монастыря по достижении девятилетнего возраста. После церемонии посвящения мальчик продолжает жить в семье, получая наставления от приходящего учителя-монаха. Взрослый монах может жениться, а в обители он обязан появляться лишь раз в году, оплатив кров и пищу. Юношей из аристократических родов обычно посылали в тибетские монастыри, которые считаются более престижными. Ведущие школы в Мустанге — «красношапочные», прежде всего сакьяпа и ньингмапа. Этим школам принадлежат соответственно монастыри: столичный в Ло и комплекс жилищ семейных монахов в Горпху. Кроме того, по всему Мустангу встречаются небольшие, часто пустующие монастыри, часовни, множество чортенов.

Элементы от «народной религии» прослеживаются в почитании демона-обезьяны Дутрен Раджин, обожествлении клановых предков и в существовании священных рощ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Интересные материалы:

Образование церкви ЕХБ и ее деятельность
Теперь посмотрим на социальное поведение баптистов и евангелистов после Октябрьской революции, которая была встречена ими крайне враждебно. Это нашло своё выражение в том, что они длительное время не желали идти на открытое провозглашение ...

Ньингма
Ньингма - самая старая из четырёх школ Тибетского буддизма. Эту школу еще называют школой красношапочников, так как цвет их головного убора всегда красный, что отличает их от приверженцев других школ. Свое начало школа ведет от Падмасамб ...