Материалы по религии » Тибетский буддизм » Распространение тибетского буддизма

Распространение тибетского буддизма
Страница 4

Ламы Бутана обязаны соблюдать обет безбрачия. В монастыре не может жить женщина, поэтому в дзонгах не разрешается ночевать даже женам местных чиновников. Существуют и женские монастыри, куда не допускаются мужчины, однако многие монахини, особенно знатные, живут в миру.

Почти каждая семья посылает в монастырь ребенка, когда тому исполняется девять лет. Там он обучается различным ремеслам - литью бронзовых предметов культа, вышивке, живописи (настенной, по бумаге и ткани), резьбе по дереву, шитью и т. д. В большинстве обителей есть оркестр, участвующий в торжественных церемониях, особенно в танцевальных представлениях, которыми отмечаются важнейшие праздники ламаизма. Вся округа собирается у монастырей в эти дни. Из храмовых хранилищ извлекаются фантастические маски персонажей пантеона и красочные костюмы. Окрестные жители исполняют воинственные танцы с мечами либо танцы, имитирующие трудовую деятельность, хороводы. Очень впечатляющи яркие карнавальные шествия и ритуальные танцы, устраиваемые в честь Нового года, годовщины основания монастыря.

«Как правило, монастыри расположены в живописных местах и производят сильное эстетическое впечатление сочетанием мощи и простоты с изысканностью архитектуры, белизной стен и яркой отделкой деталей. Вблизи развеваются молитвенные флаги на высоких древках, у входа - иногда в отдельной часовне - стоят огромные молитвенные барабаны»[52]. На куполах бутанских ступ-чортенов, как в Непале, обычны нарисованные глаза. С этими глазами связано поверье, что они принадлежат древним людям. Обычно изображается по два глаза, а над ними завиток. Считается, что это завиток – это третий глаз, который помогал древним людям читать мысли и двигать предметы. Но люди начали использовать его во вред себе, и Бог отнял этот глаз и наказал людей, затопив их страну.

Внутри храмы разрисованы яркими фресками и украшены различными статуэтками. На алтаре находятся бронзовые статуи буддийских божеств, изготовлением которых издавна славился Бутан. Среди них пхурпа (ритуальные ножи), лампады, священные тексты.

Пантеон и обрядность ламаизма в Бутане испытали сильнейшее воздействие бон и «народной религии». Наиболее распространена вера в духов-хранителей, среди которых личные, семейные, местности, страны, религии. Божества местности лу, духи-вредители сондв и монде, боги войны и раздора гун кханг, духи гор - все они ждут молитв и жертвоприношений. Многие буддийские божества и ритуалы насыщены чертами старой веры.

Вера в колдунов - пay и прорицателей - ципа, с их шаманскими чертами, укоренилась в ламаизме. Во внутренних районах бон сохранил довольно прочные позиции. «Многочисленные общие для всего пригималайского региона, элементы явно восходят к единому для архаических этносов Гималаев религиозному пласту, который по тибетскому материалу получил название «ранний бон». Глубокое срастание ламаизма с местными культами отчасти определило, например, его влияние на живопись, металлопластику, театральное искусство, обусловило его социальную значимость и живучесть»[53].

Ламаизм в Сиккиме.

В Сиккиме ламаизм распространился на небольшой территории и получил не очень много последователей, так как основной религией стал индуизм.

Ламаизм исповедуют четыре этнические группы: бхотии, лепча, беженцы из Тибета, прибывшие в страну после 1959 г., и немногочисленные переселенцы из Непала.

Тибетский буддизм появился в этой местности в XVI-XVII веках, хотя ходят легенды, что распространение связано с деятельностью Падмасамбхавы. В роли проповедников выступали ламы из Тибета школы ньнгма.

Происходило освоение тибетской знатью территории Сиккима, принимавшее форму «братских» союзов с вождями лепча. В 1642 г. знатный выходец из Тибета Пхунцхок был наречен Намгьялом и провозглашен чхогьялом, то есть «царем веры». Опираясь на ламство и аристократию бхотиев и назначая вождей лепча правителями областей, Намгьял вскоре объединил под своей властью весь Сикким.

Активная миссионерская деятельность среди лепча подкреплялась широким строительством монастырей -гомпа. В XVIII веке их было возведено 13, а в XIX в. – уже более 20. Одновременно шли процессы оттеснения лепча на юг, в междуречье Тисты и Талунга, и обращения их в буддизм. При этом учение ньингма, испытавшее в свое время огромное влияние бон, сталкивалось с племенной религией лепча - мун, типологически близкой раннему бон. В учении все более появлялось народных черт, впитавших обе языческие религии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Интересные материалы:

«Сын Давидов» в христологии Евангелий
Матфей более явно, чем другие евангелисты, выделя­ет именование «Сын Давидов». У Марка и Луки оно встречает­ся по 4 раза, у Матфея - 10 раз. Это выражение отсут­ствует в четвертом Евангелии (однако см. Ин.7,42). ...

Некоторые вопросы ветхозаветной критики
Сам Иисус был евреем, воспитанным на ВЗ; на нем же было вскормлено христианство, столь многое от него заимствовавшее. Именно ВЗ дал язык Новому и заложил его основу. Противопоставлять ВЗ Новому – значить впасть в явное заблуждение. Нет со ...