Материалы по религии » Основы герменевтики » Герменевтика как основа богословия (вместо заключения).

Герменевтика как основа богословия (вместо заключения).
Страница 1

1. Обзор курса с целью демонстрации герменевтического метода.

2. Герменевтика и библейское богословие.

а) Определение библейского богословия.

Библейское богословие – чтение отдельных книг Библии с целью (1) организации текстов автора по темам, (2) поиска объединяющих разных авторов тем.

История библейского богословия как отдельной науки начинается со времени критического исследования Писания, хотя элементы, которые были объединены впоследствии в эту науку, были известны в церковном исследовании Писания задолго до Возрождения и Просвещения.

Библейское богословие и историческое богословие.

б) Метод библейского богословия.

Предписательный метод – изучение Писания руководствуется поиском определенных тем в богословии авторов (акцент на единстве).

Описательный метод – изучение Писания руководствуется темами богословия авторов и пытается объединить их темы в богословские системы авторов, отказываясь создавать единое библейское богословие (акцент на многообразие).

Метод истории традиции – изучение Писания с точки зрения положения авторов в истории традиции, помещение их взглядов на историческую прямую, соотнесение различий с точки зрения развития традиции.

в) Роль герменевтики в библейском богословии.

2. Герменевтика и систематическое богословие.

а) Основные элементы богословской конструкции.

Священное Писание.

Традиция.

Община (церковь).

Опыт.

Философия.

б) Герменевтика и основные элементы богословия.

3. Герменевтика и гомилетика.

а) Значение текста.

- Обратите внимание на историко-культурную ситуацию.

- Обратите внимание на контекст.

- Обратите внимание на грамматическое значение текста.

- Обратите внимание на богословие текста.

- Рассмотрите толкование текста в истории богословия.

б) Истолкование/Применение.

- Обратите внимание на первоначальное значение текста.

- Обратите внимание на первоначальное применение текста.

- Рассмотрите возможность перенесения первоначального применения в современном контексте.

в) Подготовка проповеди.

- Составьте план проповеди.

- Выделите основную идею проповеди на основании изучения текста.

- Продумайте произнесение проповеди.

Приложение А:

Притчи:

· C.H. Dodd, The parables of the Kingdom (1963)

· W.O.E. Oesterley, The Gospel Parables in the Light of Their Jewish Background (1936)

· B.D.T. Smith, The Parables of the Synoptic Gospels (1937)

· I.H.Marshall, Eschatology and the Parables (1963)

· J.Jeremias, The parables of the Kingdom (1963)

· G.E. Ladd, Jesus and the Kingdom (1964)

· R.H.Stein, The Method and Message of Jesus’ Teaching, Westminster Press (1978)

· C.L. Blomberg, Interpreting the Parables, IVP (1990)

· G.R. Beasley-Murray, Jesus and the Kingdom of God (1986)

· K. Froer, Biblische Hermeneutik, Chr. Kaiser Verlag, Munchen (1961)

· Ernst Fuchs, Hermeneutik, R.Muellerschoen Verlag, Bad Cannstatt (1963)

Послания:

· Wiiliam G. Doty, Letter in Primitive Christianity, Fortress Press (1973)

[1] «… говорят, что следует держаться только Библии. С одной стороны, это совершенно правильный принцип. Есть очень религиозные люди, которые читают только Библию и приводят из нее изречения, - люди высокого благочестия и религиозности, но не являющиеся теологами; тут еще нет научности, теологии… даже дьявол цитирует Библию, но это еще не делает его теологом. Когда человек уже не только читает и повторяет изречения, когда начинается так называемое объяснение, заключение, истолкование того, что должно означать прочитанное, он переходит к рассуждению, рефлектированию, мышлению, и тогда речь идет о том, правильно или неправильно его мышление, каким он выступает в своем мышлении.» Гегель, Г.В.Ф. «Философия религии», М: Мысль, 1976, том II, стр. 226-227.

Позволим себе развить эту мысль и сказать, что даже цитирование каких-либо изречений содержит в себе зачаток теологии, так как эти изречения приводятся в определенный момент в отношении к определенному случаю, то есть уже делается какое-то умозаключение об уместности этих цитат, потом порядок этих изречений также основан на некоем намерении передать мысль.

[2] Ogden, O.K. and I.A. Richards “The Meaning of Meaning: A Study of Influence of Language on Thought and of the Science of Symbolism” (New York, 1989)

[3] Verstehen – понимать, понимание как акт; Vestand – рассудок.

[4] Кант: 1) восприятие (sensatio), 2) рассудок (intellectus) – способность мыслить категориями, 3) разум (ratio) – способность мыслить понятиями.

Страницы: 1 2 3 4 5


Интересные материалы:

Религия и протест
Многие представители современных движений далитов и женщин, борясь за равенство и справедливость, искали ответы на свои вопросы не в индуистской религии, а в светской жизни. Они очень надеялись, что после обретения независимости светское ...

Новый Завет
Указание на триипостасность Божества В отличие от Ветхого Завета Новый Завет содержит более прямые свидетельства о троичности Божества. Эти свидетельства мы можем увидеть в следующем: При крещении Иисуса. Все Евангелисты, описывая креще ...